Отвесные скалы, высокий уровень адреналина, непредсказуемость и коварство рельефа, зависимость от погодных и климатических условий… О каком виде спорта идёт речь? Если вы скажете альпинизм или скалолазание, то будете недалеки от истины, потому что ледолазание появилось чуть позже, когда альпинисты решили разнообразить и усложнить свои навыки.
Комбинация камня и льда — замёрзшие ручьи, водопады, сосульки, обледеневшие скалы не могли оставить равнодушными людей, не представляющих свою жизнь без каждодневного риска, связанного со скалолазанием. Однако, всё это больше сегодняшний день, а вот в начале 19 века английское дворянство, отдыхающее в Альпах, столкнулось с обледеневшими скалами и вынуждено было нанимать местных пастухов, выступающих проводниками. Совместное преодоление ледяных препятствий привело к тому, что снаряжение альпинистов пришлось усовершенствовать.
Например, оригинальные «кошки» из трёх штырей уступили место окованным ботинкам, а альпеншток стал короче и обзавёлся лопаткой для вырубания ступеней на крутых ледовых склонах. Кроме верёвки и ледоруба альпинисты того времени не имели никакой страховки, но их первые восхождения по снегу и льду были совершены, дав начало ледолазанию как виду спорта.
По началу это выглядело, как умелое вырубание ледяных ступеней проводниками, которые вели группы туристов к вершине. Самым известным проводником того времени был
Мельхиор Андерегг, швейцарский альпинист, обладатель первого швейцарского патента «горный проводник» и прозвища «Король проводников», впервые покоривший множество вершин в западных Альпах.
Двадцатый век уже можно назвать периодом активного развития ледолазания, как спорта, когда вырубка ледяных ступеней была заменена усовершенствованным оборудованием, в виде специальных кошек. В 1908 году британский альпинист Оскар Эккенштэйн создал десятизубые кошки, которые крепились к ботинкам и позволяли передвигаться даже по гладкому льду. В 1930 годах итальянец Лорен Гривель усовершенствовал «кошки», добавив два торчащих вперёд шипа, что сделало возможным лазанье по ледяным поверхностям, расположенным под большими углами к горизонтали.
В 1924 году появился длинный зубчатый ледовый крюк, созданный Фрицем Ригелем.
К концу 50-х безопасность восхождений на льду повысилась благодаря применению новых трубчатых ледовых крючьев фирмы Salewa.
В наши дни ледолазание для многих-вид зимнего развлечения, когда искусственные ледяные скалодромы собирают желающих посоревноваться в своих навыках. Всё это похоже на красочное шоу — с музыкой, толпой зрителей, ярко одетыми спортсменами.
Ледолазание отличается от скалолазания своим более экстремальным, развлекательным характером — это скорее игра, чем спорт — в отличие от скал, лёд всегда преподносит гораздо больше неожиданностей и сюрпризов.
Но это всё же не имеет ничего общего с настоящим спортивным ледолазанием.
Ледовый альпинизм предусматривает прохождение замёрзших водопадов (каскадов).
Основное «оружие» ледолаза — это кошки и ледовые инструменты (ледорубы, или ледовые молотки). «Кошки» ледолазов отличаются от тех, которые применяют альпинисты. Ледолазные кошки не быстросъёмные, а прикручиваются к ботинкам, что даёт меньшую массу и более жёсткую фиксацию.
Ледорубы тоже отличаются от классических, они больше напоминают абордажные крюки из фильмов о пиратах, — с хитро изогнутыми двуручными рукоятями и «клювами» с большим количеством зазубрин.
Этими зазубринами ледоруб цепляется за лёд, скалы или искусственные поверхности. Двуручные рукояти позволяют держаться за ледоруб и левой, и правой рукой, и обеими сразу, и перехватывать их в любых комбинациях.
Ледолазу важна свобода движений, а значит они не используют темляков (петель на руку), хотя иногда крепят ледорубы отрезком шнура к поясу (чтобы не выпал и не потерялся). Но все равно порой рук не хватает, и приходится брать ледоруб в зубы.
Каскадное ледолазание — красивейший вид спорта, но он требует гораздо более серьёзной подготовки, чем городское шоу.
Чтобы почувствовать и понять всю красоту ледолазания, нужно попробовать настоящий лёд каскадов или ледников. Вот где кроется настоящий экстрим и неописуемый восторг от осознания своих возможностей.