Sport-Sbor » Статьи » История ушу

История ушу

История ушу в Китае долгая и сложная, насчитывающая тысячи лет, результате которых возникли и развились сотни стилей, форм и практик.

«Традиционное ушу » относится к традициям боевых искусств, корни которых уходят в древний Китай. Ушу развивалось в до имперский период и начиналось, как форма боевой подготовки воинов. Первые записи, указывающие на ранние практики боевых искусств, относятся к эпохе династии Шан, но эту информацию многие историки считают не совсем достоверной, точное время их возникновения невозможно проследить.

Вплоть до династии Западная Чжоу (1027 – 771 гг. до н.э.) боевые искусства были занятиями для военных, но после краха системы рабства популярность ушу значительно выросла, охватив и гражданское население.

Народное ушу вобрало в себя аспекты военного ушу , но у этих двух категорий были разные цели. Если военное ушу было направлено на разгром противника и требовало скоординированных движений в групповых боях, с использованием навыков владения оружием, то
гражданское ушу было разработано для индивидуального боя на сцене или для поимки воров.

Гражданский вид ушу был направлен на подчинение противника без создания травмоопасных ситуаций. По мере развития обеих традиций они взаимодействовали и росли параллельно друг другу.

Традиционное ушу, объединяет в себе оба направления, имея не только кардинальные отличия, но и некоторые общие черты. Оно включает в себя китайскую философию и медицину и демонстрирует отвращение к грубой силе. Идея этого китайского вида спорта состоит в том, чтобы преобразовать меньшую силу в большую, медленную скорость в высокую, а мягкость в твёрдость. Это похоже на удары воды по твёрдой поверхности. Фактически, даже во внешних жёстких стилях движения должны быть плавными и расслабленными до точки удара. Последователи ушу не раз пытались систематизировать и классифицировать занятие по стилям.

Ярким примером этого является храм Шаолинь, вошедший в военную историю Китая. Но не всегда боевые искусства были почитаемы. Во времена последней династии правители Цин выступали против практики боевых искусств. Это включало практику храма Шаолинь, который был обвинён в укрывательстве антицинских повстанцев и впоследствии сгорел. В результате мастера боевых искусств из разных кругов организовали подпольные общества, чтобы продолжить развитие ушу.

В более поздние годы 1700-х годов мастера ушу объединили китайскую философию и медицинские теории с соответствующими навыками атаки и защиты, и создали некоторые из самых популярных внутренних стилей в современной практике.

Однако со временем на смену военному ушу пришли технологии и современное вооружение . Западные и японские державы вторглись в Китай и сильно его ослабили. Эти иностранные силы использовали современное западное оружие, которое разрушало целые армии и делало военное ушу бесполезным. Вдобавок мастера боевых искусств спровоцировали восстание боксёров в ответ на иностранную агрессию, и, хотя восстание было в конечном итоге подавлено и подавлено европейскими державами, оно оставило за собой след насилия. Это событие повлияло также на настороженное отношение GMD и CCP к боевым искусствам. Они увидели, что потенциально подрывные учения искусств проявляются в откровенном и даже жестоком вызове авторитету.


На рубеже веков в 1901 году в развитии ушу произошёл новый виток, народное ушу приобрело черты культурного, терапевтического и спортивного вида деятельности. Такой подход к ушу привёл к росту академий, которые имели более открытую среду для обучения, в отличие от распространённых в прошлом секретных тренировок.

Но страсти вокруг этого занятия не утихали ещё долго. В те времена ,когда статус страны снижался, граждане начали подвергать сомнению традиционные китайские ценности. Были видные интеллектуалы, которые считали ее «отсталую культуру» вредной для прогресса и конечной причиной ее поражения, и считали, что вестернизация имеет решающее значение для ее модернизации.

Однако достижения в области технологий и отказ от традиционной культуры были не единственными факторами, которые угрожали месту ушу в современном Китае. В дополнение к этим двум, внедрение западной спортивной культуры бросило вызов социальному аспекту боевых искусств. В отличие от Запада, у которого были спортивные традиции, Китай не обладал аналогичной физической культурой: культурой, сосредоточенной на фитнесе и спорте. Проблема заключалась в том, что западный аналог боевых искусств считался не боевыми искусствами, имеющими боевую ценность, а скорее спортом.

Внедрение западной культуры подвинуло национальную культуру Китая, что не могло сказаться и на боевых искусствах, в том числе ушу. На тот момент было ощущение, что им нет места в современном обществе.

С другой стороны, все еще было много тех, кто считал ушу неотъемлемой частью современного китайского общества, потому что оно было исключительно китайским и воплощало многие аспекты китайской культуры даже перед лицом западного влияния. Несмотря на то, что вестернизация бросает вызов и подрывает важность боевых искусств, защитники ушу видят ценность в этом, как в чем-то уникальном, китайском. Они не верили, что Китай может добиться успеха и вернуть себе статус мировой державы только вестернизацией. Такие китайские лидеры и мыслители считали, что ушу отражает внутреннюю ценность китайской культуры и то, что ей есть что предложить остальному миру. Они хотели использовать ушу для продвижения китайской культуры не только для построения национализма, но и для его легитимации перед лицом мировых держав.

Мастера боевых искусств рекламировали ушу как способ для современных рабочих сохранить китайское тело и чувство собственного достоинства.

Однако GMD опасался его потенциально подрывных качеств и стремился получить контроль над искусством. Националистическое правительство не стремилось полностью подавить боевые искусства, а вместо этого создало академии, чтобы продвигать их как национальное искусство.

В 1928 году центральное правительство основало Национальную академию художественных исследований, или Гошу Яньцзюйгуань , и в этой академии основало две школы: Шаолинь и Удан, но в этом же году она была реорганизована в Центральную национальную художественную академию.

Надо сказать, что история ушу никогда не была гладкой и благополучной, скачки в её развитии зависели от многих факторов и политических, и социальных. Китайская Республика родилась в результате беспорядков и разрушений, войн и восстаний, которые длились сто лет. В сочетании с тем фактом, что она изо всех сил пыталась модернизироваться и ее ландшафт постоянно менялся, у людей было мало времени или энергии, чтобы беспокоиться о чем-то столь тривиальном, как отправка своих детей в школы боевых искусств.

Не способствовала развитию ушу и Культурная революция. Радикалы и красногвардейцы атаковали ушу за то, что она была отсталой, феодальной и элитарной, а спортивная культура в целом была искоренена во имя революции и реформ. Специалисты по боевым искусствам и монахи Шаолиня были избиты и пристыжены, соревнования прекращены, а практика вытеснила людей из жизни из-за чрезмерной работы и бедности. В течение короткого периода времени Чжоу Эньлай работал над восстановлением состояния спорта и физической культуры, однако это восстановление было быстро прекращено Бандой четырёх. Боевые искусства понесли огромный удар, и их прогресс в превращении в соревновательный вид спорта, а также в более широкое признание когда-то был задержан на несколько лет. Несмотря на это, Культурная революция также сыграла важную роль в дальнейшей эволюции спортивной реформы. Хотя ушу сама по себе не была целью развития, она постоянно входила в спортивную культуру и впоследствии была вовлечена в эту реформу.

Эпоха Дэн Сяопина подняла ушу на новую ступень развития. Центральное правительство взяло на себя задачу реформировать практики ушу , надеясь превратить его в искусство, более ориентированное на спорт.

Для этого было два основных стимула: один – регулировать его и лишить его прежних подрывных качеств. Другой заключался в том, чтобы узаконить китайскую культуру, превратив ушу в международный вид спорта, который нация могла бы использовать, чтобы еще раз поднять свой глобальный статус.

Что касается сдвига в восприятии, люди также стали более охотно принимать аспекты традиционной культуры, включая цигун и китайскую медицину. Боевые искусства всегда были способом оставаться здоровыми…здоровыми по- китайски.

Современное ушу отошло от своих корней, то, что когда-то было боевым искусством, используемым для самообороны и боя, превратилось в спорт эстетического исполнения. Во многом это связано с последними правилами IWUF, которые должны принять профессиональные спортсмены. Очевидно, стандартизация ушу стала главной силой, оттолкнувшей его от традиционных ценностей, и выступила в качестве средства, с помощью которого правительство выполняет свою повестку дня, связанную с боевыми искусствами.

Подробно описав, как выглядят правильные манёвры ушу и включив нанду , IWUF еще дальше отодвинул профессиональное ушу от его традиционных корней, и местные общины последовали его примеру.
Практики ушу хорошо известны и популярны во всем мире, но вот у себя на родине этот спорт не пользуется большой популярностью.

Видимо на это есть свои причины, отчасти это можно объяснить вестернизацией и подавлением правительством его практики в прошлом, другие вероятные причины — это модернизация, трудности и нестабильность. В то же время это очень сложный вид спорта, и большинство людей не желают тратить своё время на достижение какого-либо уровня в этом виде спорта.